Конспект урока по теме «Словари».

Конспект  урока по теме «Словари».

Цели:

 Образовательная:
Знать: какие бывают словари, как строятся словарные статьи.
Уметь: работать со словарями, использовать справочную ли­тературу, составлять словар­ную статью, составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом.

Развивающая: совершенствовать умение передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)

Воспитательная: воспитывать любовь к слову посредством изучения словарей.

План урока.
I.                     Организационный момент.

Ребята сдают домашнюю работу. Раздают проверенные тетради.


Ребята, вам в детстве читали стихотворения Маршака?  Например, Мой Веселый, Звонкий Мяч, Ты куда Помчался Вскачь?, Жил человек рассеянный на улице Бассейной. (да, читали) Я хочу вам так же прочитать стихотворение Самуила Яковлевича, вы его послушаете и попытаетесь догадаться, какая же сегодня у нас будет тема урока.

С.Я..  Маршак. “Словарь”.

    Усердно с каждым днем смотрю в словарь.
    В его столбцах мерцают искры чувства.
    В подвалы слов не раз сойдет искусство,
    Держа в руке свой потайной фонарь.
    На всех словах – события печать.
    Они дались недаром человеку
    Читаю: “Век. От века. Вековать.
    Век доживать. Бог сыну не дал веку.
    Век заедать. Век заживать чужой...”
    В словах звучат упор и гнев, и совесть.
    Нет, не словарь лежит передо мной,
    А древняя рассыпанная повесть.

Тема урока: словари

Правильно, записываем число, классная работа и тему урока.

II. Подготовка к изучению нового материала.

-Ребята, Какую помощь могут оказать нам словари?
(Значение словарей в жизни каждого человека трудно переоценить. Чтение словарей, постоянное обращение к ним повышает культуру речи. Словари обогащают индивидуальный словарный и фразеологический запас, знакомят с нормами русского языка, предостерегают от неправильного употребления слов, их грамматических форм, произношения. Словари расширяют наше познание языка, способствуют развитию речи, логического мышления.).

-А какие типы словарей вы знаете?
Если вы хотите узнать о разных странах, материках, деятелях культуры, науки, искусства, о явлениях природы и о многом другом – обращайтесь к энциклопедическим словарям. (1 тип)
А на уроках русского языка и литературы какие словари наши первые помощники? – лингвистические (2 тип).

- Какие вы знаете лингвистические словари?

(дети называют, я открываю карточки на доске. Когда всё открыли, я спрашиваю, что можно найти в данном словаре и для чего он нужен, если дети не отвечают, дополняю.)

  1. толковый словарь. Объяснение значений слов вы найдёте в толковых словарях.
Самый известный какой?
Это словарь Владимира Ивановича Даля. В 1863 г. вышел его знаменитый “Толковый словарь живого великорусского языка”. В нём собрано более 200 000 слов. В.И. Даль был врачом, моряком, писателем, натуралистом. Он много плавал по морям, воевал, путешествовал, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был В.И. Даль, чем бы ни занимался, он всегда прислушивался к речи людей.
Кроме него популярный и доступный из всех существующих у толковых словарей – это словарь Ожегова. Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Это приводит к смешным случаям. Вчера на уроке в одном из классов сказал, что суррогат - это животное. Перепутал с сурикатом.
  1. орфоэпический словарь. Словарь, отражающий орфоэпическую норму, то есть современное литературное произношение и ударение. Нужно не только понимать значение слов, чтобы правильно их употреблять, но и правильно произносить слова. Часто наш слух режут такие орфоэпические ошибки, как [кАЛидор, Чтобы, красивЕЕ]
  2. орфографический словарь. Словарь, отражающий правильное написание слов.
  3. словарь антонимов. Зачем нужен? – (В нашей жизни много явлений, противоположных друг другу. Мы спрашиваем: это хорошо или плохо? Сегодня тепло или холодно? Эти явления отражают антонимы слова противоположение по смыслу). Делают нашу речь более яркой и выразительной и употребление антонимов.
С их помощью писатели часто создают выразительные заголовки произведений, например: “Война и мир”.
  1. Словарь иностранных слов. В них примерно  20 000 слов.
Зачем нужен? – (В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении).

А кто же создаёт словари?

- лексикографы. А наука, занимающаяся вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией.

III.          Задание на дом.
 Я хочу, чтобы дома вы почувствовали себя лексикографами и составили один из несуществующих словарей (объемом 15-30 слов).
Темы: 1) космический словарь, 2) словарь моих любимых слов, 3) словарь самых главных (важных) слов, 4) спортивный словарь, 5) школьный словарь, 6) словарь добрых слов, 7) словарь вежливых слов, либо на другую тему.

IV.         Изучение нового материала.

 Я с вами поговорила про словари, рассказала очень общие вещи. А чтобы побольше узнать про каждый словарь, мы с ними познакомимся поближе. Теперь мы разделимся на группы. По 4 человека. Вы сделаете устную презентацию словаря, который вам достанется. Я даю 1 словарь на группу, каждой группе своё задание на зелёном листочке (приложение ниже). Пытаемся словарь тщательно рассмотреть, чтобы сделать хорошую презентацию, рассказывать будете всему классу.
(раздаю словари и задания, дети выполняют).
Если мы не успеваем представить все словари, то завершаем работу на следующем уроке. Сегодня мы должны успеть представить первые три словаря.
Выходит первая группа

  1. Рассказывают про орфоэпический словарь. На доске написаны слова, ученик расставляет ударения.
  2. орфографический. На доске ученик вставляет пропущенные буквы в слова, которые он проверил по словарю.
  3. словарь антонимов. Ученик диктует всему классу слова, которые у него даны на карточке и антонимы к ним, которые он нашёл в словаре. Все записывают.

Оценить презентации, поставить оценки.

V.           Подведение итогов урока.
Ребята, сегодня мы не успели поговорить про все словари, завтра мы дослушаем ваших одноклассников, закрепим наши знания о словарях и вы прочитаете свои собственные словари. Спасибо за урок, до свидания.


Приложение.
Орфоэпический словарь.
1.      щавЕль
2.      Иконопись
3.      тунИка
4.      жалюзИ
5.      свЁкла
6.      каталОг
7.      договОр
8.      издрЕвле
9.      баловАть
10.  оксЮморон.

Словарь антонимов.
1.      единомышленник
2.      порядочный
3.      знаменитый
4.      естественный
5.      альтруист
6.      благородный
7.      говорун
8.      созидательный
9.      хвалить.

Словарь иностранных слов.
1.      оксюморон
2.      блокбастер
3.      бланманже
4.      интеллигентность
5.      сурикат
6.      хрестоматия
7.      дефилировать
8.      рапсод
9.      экспромт
10.  моветон.

Толковый словарь Сергея Ивановича Ожегова.
1.      шарлатан
2.      сбруя
3.      пресытиться
4.      варвар
5.      чаяние
6.      просвещённый
7.      честолюбивый
8.      культура.

Орфографический словарь.
1.      бИрюзовый
2.      бАгряный
3.      пОрАжать
4.      бОрдовый
5.      пЕрила
6.      теРРаса
7.      Экономить
8.      сОлдат
9.      прЕпятствие
10.  поСкользнуться
11.  искуССтво.

Словарь В. И. Даля.
1.      аркан
2.      тщЕтно
3.      желаболка
4.      куролесить
5.      супонь
6.      орясина
7.      педант
8.      подляб(м)зить
9.      прожеманиться


10.  мазурик

Комментарии